В Совфеде обсудили законопроект о шинах не по сезону
13 декабря в Совете федерации обсуждалась судьба поправок к КоАП, предусматривающих штраф в размере 2 тысячи рублей за несезонные.
В данный момент в Техрегламенте Таможенного союза предусмотрены правила использования шин. В то же время штрафов за эксплуатацию шин не по сезону не предусмотрено, и именно это хотят исправить авторы законопроекта о несезонных шинах, среди которых депутат Госдумы Сергей Тен, сенаторы Вадим Тюльпанов, Андрей Клишас и другие.
Первая редакция законопроекта была внесена еще четыре года назад, после того как на трассе М10 случился транспортный коллапс из-за буксующих на летней резине фур. Документ несколько раз дорабатывался, сейчас его поддерживают думский комитет по транспорту и правительство, поправки планировалось рассмотреть еще в ноябре 2016 года, но решением Совета Госдумы они отложены.
Во время недавнего круглого стола в Совфеде замначальника ГИБДД России Владимир Кузин заявил, что в целом законопроект поддерживает. По его данным, покрышки не по сезону являются сопутствующим фактором в 9-10% всех ДТП в зимний период. Г-н Кузин отметил, что владельцы легковых автомобилей сами «переобуваются», главные проблемы — с грузовиками. «Личный состав инспекторов сокращается, а выявление подобных нарушений требует ручной работы,— пояснил г-н Кузин.— Можно было бы ввести контроль на предприятиях, возложив ответственность на должностных лиц, отвечающих за выпуск машины на линию. В целом уповать на то, что после введения закона мы получим быстрый эффект, не приходится».
Завкафедрой автодорог Института пути, строительства и сооружений Николай Лушников привел данные, согласно которым шипованные шины ежегодно наносят российским дорогам ущерб на 220 миллиардов рублей, и убытки можно сократить, если ввести штраф за нарушение запрета шипов летом.
Перевозчики законопроект раскритиковали. «Экономическая ситуация в отрасли очень плохая,— заявил глава ассоциации перевозчиков «Грузавтотранс» Владимир Матягин.— Сейчас в России около 1 миллиона грузовиков, каждая шина стоит примерно 25-30 тысяч рублей. Если взять двухосный грузовик и трехосный прицеп к нему, то на "переобувку" всей отрасли понадобится около 300 миллиардов рублей. Откуда возьмутся такие деньги?» Его поддержал и исполнительный директор Российского автотранспортного союза Виктор Гацулов, призвавший провести «дополнительное экономическое исследование последствий такого закона».
Заместитель директора департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Владимир Луговенко предложил установить период, в течение которого перевозчики могут докупить соответствующие шины. «Если сейчас законопроект примут, то, соответственно, уважаемые коллеги-шинопроизводители "нагреют руки". Возникнет ажиотаж, это не совсем то, что нужно нашим перевозчикам. Нужно принять этот законопроект и ввести какой-то временной период для того, чтобы была возможность докупить соответствующие шины», - заявил г-н Луговенко.
Исполнительный директор Ассоциации производителей шин Надежда Чурмеева поддержала идею ввести переходный период. «Мы предлагаем менять покрышки постепенно, сначала на ведущей оси, потом на рулевой, потом на остальных,— пояснила она.— Это оправдано с точки зрения безопасности и позволит перевозчикам планировать затраты». Иначе возникает «риск наводнения рынка некачественным товаром», так как производители не сумеют справиться с ажиотажным спросом. Сергей Тен заметил, что для этого придется менять техрегламент.
Г-н Тюльпанов по этому поводу отметил, что «если законопроект примут в ближайшее время, производители шин смогут решить проблему наращивания объемов производства зимних покрышек в течение года – до следующей зимы».
Большие вопросы вызывает то, как будут вводиться сроки обязательной смены резины в различных регионах, и г-н Тюльпанов предложил субъектам согласовывать продление периода использования зимних шин с МВД. «Здесь, на мой взгляд, возможно дополнение к этому федеральному закону. Кто-то должен курировать общую ситуацию в стране. И этим кто-то может быть министерство внутренних дел. Допустим, если субъект хочет продлить зимние месяцы, чтобы не было так, что в Москве три месяца зима, а в Московской области четыре или пять месяцев. Условно говоря, надо прописать в законе, что субъекты Российской Федерации должны согласовывать увеличение зимнего периода в министерством внутренних дел, в частности с ГИБДД», - сказал он.
Несмотря на разногласия, «ввести штраф все равно придется», заявил г-н Тюльпанов. По итогам обсуждения в Госдуму от Совета федерации будет направлена рекомендация принять законопроект в первом чтении, с учетом того что вступить в силу он должен с 1 сентября 2017 года. Штрафовать предлагается за летние шины, используемые с 1 декабря по 1 марта, и за зимние – в период с 1 июня по 1 сентября.